Цель развития международного сообщества до 2030 г. в направлении работы с людьми, имеющими ограничения по здоровью — продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни и за счет обеспечения активного участия инвалидов в жизни общества.
В последнее время политика нашего государства в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья претерпела существенные изменения. Особенно, положительные изменения касаются детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Разумеется, на первом месте заботы о них всегда было и остается медицинское сопровождение и материальная поддержка. Но жизнь диктует свои условия и сегодня мы имеем немного другой взгляд на вещи. Помимо вышеперечисленного, ставка идет на улучшение образовательного процесса, направление его на социальную адаптацию детей с ОВЗ, и приобретение ими полезных трудовых навыков, необходимых для адекватного вхождения в реальную жизнь.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей». В Концепции Специального Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ (СФГОС) прописано: «... отказ от представления о «необучаемых» детях и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции.», это обусловливает необходимость создания соответствующих условий.
Разумеется, в крупных городах вопросы получения детьми с ОВЗ образования, оказания им коррекционной помощи решаются проще, поскольку развита сеть образовательных организаций, центров психолого-педагогической помощи и поддержки, есть и частный сектор коррекционно-педагогической помощи для детей с ОВЗ. Для удаленных поселков и деревень, в новых сложившихся образовательных реалиях почти вся организация обучения находится в зоне ответственности одного или нескольких, как правило государственных, образовательных учреждений, которые своими силами должны выявить уровень подготовленности и развития каждого ученика и создать необходимые условия для инклюзивного обучения на основе имеющейся материально технической и методической базах. Задача не из легких. И за один день ее не решить. Но маленькие шаги приводят к великим победам.
Нужно сказать, что в настоящее время уже приходит осознание, что нет такого ребенка, которого учитель не может научить. Все дети обучаемы, но подходы к обучению должны быть разными. Нужно только знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Поэтому с поступлением в класс ребенка с ОВЗ перед педагогами возникает ряд вопросов: «Как создать для особенного ребенка ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности. Как включить ребенка с ОВЗ в общеобразовательный процесс? Как реализовать индивидуальный подход, работая со всеми детьми и одновременно с каждым ребенком? Каждый преподаватель решает эти вопросы по-своему, вкладывая в процесс все свои знания и умения, частицу своей души Мне, как педагогу дополнительного образования, так же приходится решать эти вопросы при работе с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Два года работы в клубе «Надежда» Общества инвалидов п. Преображение позволили накопить некоторый опыт, и в этом году, на основе анализа предпочтений и умений детей с ОВЗ, посещавших клуб в предыдущие годы, были внесены изменения в работу клуба.
С первого сентября у нас работают кружки уже по четырем направлениям: «Лепка из соленого теста», «Кукольный театр», «Вязание крючком» и «Логоритмика». Что позволило сделать «инклюзию» более реальной. Работа в мини-группах позволяет детям с ОВЗ легче входить в процесс обучения и успешней адаптироваться, оставаясь в коллективе. Кроме того, такая форма работы дает возможность точнее выявлять потребности ребенка и отслеживать динамику изменений.
Занятия по программам дополнительного образования дают большие возможности для детей с особыми потребностями в обучении, т.к. ребенок находится в неформальной обстановке. В основе практически всех занятий лежит игра, и они имеют творческую направленность. Здесь ребенок может раскрыться через творческий процесс, находясь в атмосфере доброжелательности и понимания. Дети, окружающие ребенка с ОВЗ, оказывают ему посильную помощь, проявляют внимание и поддержку. За их доброту и понимание они заслуживают особой благодарности! Это дорогого стоит.
Родители наших «клубников» имеют возможность видеть достижения ребенка на концертах, выставках и конкурсах, регулярно проводимых в клубе к различным датам, а также оказать посильную помощь и участие в этих мероприятиях. И это еще один из плюсов. Благодаря помощи родителей, пребывание в клубе дает ощущение дома, а значит ощущение уверенности и защищенности.
Клуб «Надежда» был создан много лет назад при поддержке и активном участии Дудкина Николая Павловича, долгое время находился под его хранящим крылом. И сейчас со всех сторон мы получаем поддержку и внимание. Помощь Базы тралового флота п. Преображение позволила сделать новый ремонт в прошлом году, создать обстановку уюта, закупить оборудование и наглядные пособия, необходимые для процесса обучения. Администрация Лазовского муниципального района регулярно оказывает помощь в организации выездных мероприятий, так, например, в прошлом году наши дети с большим удовольствием посетили ферму по разведению маралов. Объединённая материальная поддержка администрации БТФ, администрации Лазовского муниципального района и Общества инвалидов Лазовского муниципального района, в лице Мосальского Ю.А. и Балюк В.И., помогла семье Артемьева Артура в приобретении нового компьютера, жизненно необходимого ему для обучения. Администрация п. Преображение оказывает помощь при организации концертных программ для нашего клуба. Активное участие в деятельности клуба принимают воспитанники и преподаватели «Детского дома п. Преображение». И, разумеется, мы находимся в тесном контакте с учителями и администрацией МБОУ Преображенской средней школы. Можно сказать, что наша профессиональная уверенность и мотивационная готовность работать в условиях инклюзии во многом зависит от совместной работы и поддержки коллег и администрации школы.
Много что сделано. Но очень много предстоит еще сделать. Клуб «Надежда» общества инвалидов поселка Преображение от всей души благодарит всех за помощь и поддержку. Уверены, что эта дружба на годы. Потому что цель у нас одна. Хотелось бы, чтобы все дети, которые нуждаются в нашей заботе, получили ее. Очевидно, что достижение этого возможно только объединенными усилиями.
Те Е.Д.,
педагог дополнительного образования СШ №11,
руководитель клуба «Надежда» Общества инвалидов п. Преображение.
источник: cinegorye.ru |