Кабалик Олег Михайлович (1938-1994 гг.). Капитан-директор. Работал в Преображенском управлении тралового флота с 1964 г. на плавбазах «Чавыча», «Николай Исаенко». С 1974 по 1994 г. капитан-директор плавбазы «Калининградский комсомолец». За 20 лет работы вложил всю энергию, все силы на выполнение производственных заданий — плавбаза стала неизменным победителем в соревнованиях. О.М. Кабалик внес 15 эффективных рационализаторских предложений. Награжден орденом «Знак Почета».
В 1994 г. плавбаза «Калининградский комсомолец» в честь капитана-директора О.М. Кабалика переименована в «Капитан Кабалик»
Кабалик Людмила Семеновна. Флагманский химик-технолог. Работала на плавбазах предприятия заведующей химической лабораторией, заведующей производством с 1972 по 1984 г. Награждена орденом «Знак Почета»
Отрывок из статьи «Мои капитаны».
Воспоминания матроса-обработчика Г. Константиновой
«... На легендарную плавбазу супругов Кабаликов я попала неожиданно. В августе 1975 г., уходя в рейс, в Преображение зашла плавбаза «Калининградский комсомолец» и стояла несколько дней — добирали экипаж. В то время это была непрестижная база. Обработчики шли работать на нее неохотно и только тогда, когда на других базах не было мест. Мне кажется, что это было 13 августа, я забежала в кадры, и мне тут же выписали направление, хотя на «Советское Приморье» проталкивались через всяческие связи. Высокий сухой старпом плавбазы «Калининградский комсомолец» Карцюк взял мое направление — меня направили официанткой - и спросил: «Полтора часа на сборы хватит? Через полтора часа снимаемся в рейс», — и, посчитав вопрос решенным, отвернулся. На базе я была через час. База снялась в район Курил, а я, еще не опомнившись, приступила к обязанностям официантки.
Удивительную пару — Олега Михайловича Кабалика и Людмилу Семеновну Кабалик — знал весь Дальневосточный бассейн, о них складывались легенды и анекдоты. Кажется, даже была написана книга, где прообразом одной из героинь послужила Л.С. Кабалик. Людмила Семеновна — знающий и опытнейший технолог по обработке рыбы, награжденная за свое служение рыбной промышленности орденом «Знак Почета», с хваткой бульдога набрасывалась на своих мастеров обработки, осыпала их бранью, тыкала, как кутят в лужу, обучая ремеслу технолога и мастера. Не каждый выдерживал ее школу, но какие блестящие специалисты выходили из-под ее крыла.
Подобную школу обучения мастерству прошел у нее и Олег Михайлович Кабалик. Перенял не только знания, но и способность работать в любых условиях, преданность делу, умение ценить именно обработчиков - это они дают на-гора план. Весь свой опыт, любовь к работе — все передала Людмила Семеновна другу и мужу Олегу Михайловичу. Они питали друг к другу самые нежные чувства и были судьбе благодарны за то, что однажды она свела их, но все это скрывали, и весьма неумело, за показной грубостью. Их схватки на людях давали серию веселейших анекдотов, но всегда об этой паре рассказывали с улыбкой и без злобы. Что стоит рассказ о перегрузе.
Начинается шторм.
— Прекратить перегруз, расшвартовка, — командует капитан с мостика.
— Продолжать перегруз, — кричит «Кабалиха» — мать-командирша с палубы лебедчикам.
И ведь каждый прав: капитан печется о сохранности судна, а технолог — о скорейшей сдаче готовой рыбопродукции.
— Прекратить перегруз! — гремит О.М. Кабалик.
— Продолжайте перегруз! - командует Л.С. Кабалик своим обработчикам.
— Прекратить, приказываю я, капитан!
— А я - директор! Ну погоди, приду в каюту, разберемся, - грозит она.
Людмила Семеновна была беззаветно преданна своей работе, все это вобрал в себя и Олег Михайлович. По натуре очень подвижный, импульсивный, взрывной, азартный — ярко выраженный холерик, он все пропускал через свое сердце: все удачи и неудачи. И оба они, муж и жена, были людьми чрезвычайно порядочными, и что главное - никогда не помнили зла — в этом они были едины.
В своих личных отношениях они были похожи на детей, которые мирятся и дуются друг на друга.
Люди на плавбазах грубеют. Мат, как правило, становится рядовым словом, на которое не обращают внимание. Иногда женщины выписывают маты похлеще парней. Поэтому жаргон, на котором разговаривали Кабалики, бытовал и, возможно, бытует до сих пор на флоте. Но если отбросить все наносное в разговорной речи, то это были самые простые, душевные люди. Работяги, здоровье которых уносили годы, проведенные в иссушающей работе в море.
Как переживала Л.С. Кабалик, когда приняли на борт красную рыбу и мастер проглядел - всю партию посолили, не прошкерив. Потом подвахта молча несколько дней вскрывала бочки, всю рыбу перешкерили и снова засолили. Это был двойной труд, это была испорченная рыба. Она плакала, когда рефотделение переморозило красную икру, потому что знала, каким трудом это достается. Головки красной рыбы после шкерки пошли на общий стол, как и часть рыбы и икры.
Питание на плавбазе было одной из главных забот капитана О.М. Кабалика и зав. производством, а позднее, флотским зав. производством Л.С. Кабалик. Тщательно подбирались повара и особенно пекарь, Л.С. Кабалик лично снимала пробу, и горе, если обед был некачественным, — повара тут же выгоняли в обработку или списывали на берег.
Был случай, когда забыли про сметану, и она прогоркла — старпом приказал передать ее в столовую. Давали ее с сахаром, но и это не помогло. Один из обработчиков принес кружку сметаны Семеновне, а та, не долго думая, поставила эту кружку перед Кабаликом: «Ешь! Знай, чем кормят обработчиков!» Капитан под грозным взглядом жены съел и потом устроил разнос старпому. Больше у нас на базе испорченные продукты на стол не попадали.
Вообще «разносы» устраивались частенько. На активах, на заседаниях, на собраниях. Сначала доставалось комсоставу, а уж потом — мелкой сошке. Шла отчаянная война со спиртным, с браговарением. Это было бичом базы. База специализировалась на обработке иваси, а при производстве пресервов необходим сахар, ну а дрожжами можно было разжиться у добытчиков. Прятали доморощенную сивуху во всех невозможных местах. Говорят, однажды умудрились попросить аккордеон у первого помощника, вынули из чехла аккордеон, вложили туда мешок с будущей брагой и снова отнесли в каюту помполиту, а когда подошел срок — забрали.»
На плавбазу шла масса посылок и почти в каждой — грелки с самогоном, бутылки. Посылки вскрывали, бутылки летели за борт, из грелок сливали содержимое в раковины и унитазы. Но потом, спустя несколько лет, особо дис-циплинированным отдавали к дню рождения бутылку.
Беда была и в том, что первоначально рассчитывались с обработчиками наличными помесячно. Этим быстро воспользовались деляги на перегрузчиках — ящиками везли с берега на продажу спиртное. Кабалик выставлял свою «стражу», дабы не впустить спиртное на борт, и мешками оно летело в море — матросы обрезали веревки, по которым переправляли с перегрузчиков крамольный груз. Постепенно шквал спиртного с перегрузчиков сошел на нет. Это была одна из первых ступеней, по которым коллектив плавбазы сплачивался в единый рабочий коллектив."
|