23 и 29 октября учащиеся Преображенской средней школы № 11 стали участниками международной экологической акции по мониторингу загрязнённости побережий Северо-Западной части Тихого океана морскими отходами искусственного происхождения в рамках проекта «Океан без границ». Организаторами этого проекта выступили сотрудники департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края и ООО «Экоинвестпроект».
Загрязнение океанов морскими отходами искусственного происхождения в последнее время является одной из наиболее актуальных глобальных экологических проблем, признанных на международном уровне. Проблема загрязнения океана требует объединения усилий всех уровней власти и гражданского общества, включая меры по повышению экологической культуры населения.
Цель проекта «Океан без границ» – сбор достоверной информации об экологической обстановке на морских побережьях для дальнейшей разработки мер по предотвращению загрязнения морей и воспитание экологического сознания у нового поколения.
Этот мониторинг проводится ежегодно. В нём принимают участие более 20 регионов России, а также Япония, КНР, Республика Корея. В прошлом году чистоту побережий Японского моря исследовали около двух тысяч человек из 17 регионов и стран Северо-Восточной Азии. Всего же участниками мониторинга за весь период его проведения стали более 33 тысяч человек.
Для исследования сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края была разработана специальная методика, которую тщательно изучила руководитель группы юных исследователей, педагог дополнительного образования Горюшина Вера Михайловна. В исследовании состояния берега моря приняли участие более 40 школьников.
В качестве наблюдаемого побережья она предложила каменистый пляж бухты Ежовая. Первое, что нужно было сделать - это отмерить и ограничить лентой непрерывные участки длиной и шириной по 10 метров (площадь –100 квадратных метров) от линии прибоя по направлению к суше вплоть до окончания пляжа. Было отмерено 9 участков для исследования. Всех детей поделили на группы, провели инструктаж по правилам безопасности при сборе отходов, выдали перчатки и работа закипела.
Перед каждой группой поставили задачи: собрать морские отходы на каждом участке исследования и рассортировать по 8 категориям: пластиковые отходы, резиновые отходы, отходы пенополистирола, бумажные отходы, тканевые отходы, стеклянные и керамические отходы, металлические отходы, прочие отходы искусственного происхождения (деревянные, крупногабаритные отходы, нефтяные сгустки). Затем на участках исследования отдельно посчитать количество, взвесить и, при возможности, определить страну происхождения морских отходов с занесением результатов в итоговые таблицы по всем категориям отходов и каждому участку исследования. Все этапы работ по условию проекта необходимо было фотографировать.
В итоге, был исследован участок побережья общей площадью 900 квадратных метров. Собрано отходов около 40 кг. Пластиковых отходов - около 4 кг. Это 98 пустых пластиковых бутылок разной вместимости и форм. Произведены эти бутылки в основном в России, но встречались и зарубежные – Китая, Японии, Индонезии, США. Металлических отходов – около 15 кг. В основном это - консервные банки, флаконы из под газа, технических масел, дезодорантов, лаков, напитков, железная бочка из под топлива. Так как металл подвергается быстрой коррозии, определить происхождение этих отходов не представилось возможным. Встретились и резиновые отходы в виде рваных сланцев. Отходов пенополистирола собрали около 2 кг. Тканевых отходов – 2 кг. Это и старая рваная палатка, и обрывки старого одеяла, и использованные памперсы, и какое-то рваное тряпьё. Прочих отходов искусственного происхождения около 7 кг. Стеклянных и керамических отходов около 8 кг. Это 20 бутылок из под напитков, и 98 осколков разных размеров от бутылок и ламп накаливания. Все дети работали в перчатках и ни один ребёнок не пострадал.
По окончании основной работы по исследованию побережья, ребята сами решили собрать по всему побережью бухты, протяжённостью около 2 км мусор, который оставили люди, приезжающие отдохнуть. В общей сложности собрали 20 мешков мусора в бухте Ежовая, подняли на верхнюю площадку, чтобы грузовая машина могла вывезти этот мусор. А другая группа, состоящая из детей и воспитателей детского дома, собрала 20 мешков мусора на детском пляже бухты Соколовская. Ребята работали с энтузиазмом, быстро, слаженно, как единый механизм. Жаль, что мешков всего было 20, думаем, что они были заряжены не меньше, чем на 50. Все ребята – молодцы!
В ходе акции дети поняли, что именно люди являются основным источником загрязнения моря и побережий. Своими руками, собрав мусор, они ощутили чувство радости, что берег стал чистым и бухта с уникальной голубой галькой, стала ещё более привлекательной и живописной.
С трепетом в сердце смотришь на величественные гранитные скалы, которые подступают к самому морю, а прибрежная растительность на склонах гор поражает своей красотой и первозданностью. Мы, педагоги, уверены, что эти дети, когда придут на берег моря отдохнуть, никогда не оставят после себя мусор.
Заместитель директора по воспитательной работе с детьми
Хавронина Е.В.
|