Понятие муниципального округа появилось в российском законодательстве совсем недавно – в мае этого года. В его состав должно входить три и более населенных пункта, которые располагаются в непосредственной близости. Это могут быть не только села: в состав муниципального округа может войти и какой-нибудь городской округ. При этом система управления там становится одноуровневой. По сути, это такая замена прежним муниципальным районам – с упрощенными системами управления и финансирования.
Начиная с нулевых, система местного самоуправления в Приморье была двухуровневой. Существовали районные власти – со своими полномочиями и бюджетом. Существовали власти поселений – опять же, со своими полномочиями и бюджетом. Наверное, на стадии подготовки реформы это выглядело разумно: район решает какие-то глобальные вопросы, а поселения занимаются своими маленькими проблемами, никого не затрагивая. На практике все получилось иначе. Полномочия обоих уровней власти все время пересекались, а нехватка денег у поселений приводила к бесконечной бюрократии. Особенно заметным это становилось, когда требовалось что-то восстановить или построить, например после очередного тайфуна. Система позволяла особо ловким чиновникам перекладывать ответственность друг на друга, ничего при этом не делая. Сейчас эту систему решили менять.
Одним из вариантов создания муниципального округа является объединение сельских поселений. Собственно, это и происходит в Приморье. Сейчас в крае создали три пилотных округа – Чугуевский, Пограничный и Анучинский. Все поселения, входящие в муниципальные округа, по факту теряют статус самостоятельных муниципальных субъектов. У них все становится общим – и власть с их полномочиями, и бюджеты. Речь идет именно о централизации управления, которая поможет решить многие накопившиеся проблемы. В идеальном варианте, конечно. Грубо говоря, поселения начнут практически напрямую работать с краем.
«Речь идет прежде всего о деньгах. Небольшие поселения всегда испытывали нехватку финансов, а деньги им брать было неоткуда. Их крошечные бюджеты не позволяли сделать почти ничего, и они являлись такими бедными придатками районных центров. Создание муниципальных округов позволит более справедливо распределять бюджет», – рассказал «ФедералПресс» политолог Павел Наливайко.
Он отметил, что реформа серьезно сократит штат депутатов и чиновников в крае. Работы лишатся сельские депутаты, представитель муниципальных комитетов (это обычно 10–20 человек в каждом населенном сельском поселении) и районные депутаты. Вместо всех этих органов создадут единую окружную думу, выборы в которую будут проходить по одномандатным округам. И жителям, и властям края теперь будет проще взаимодействовать с местными чиновниками – что, само собой, ускорит решение многих вопросов. Меньше проблем станет и с выборами.
«Нужно спросить у жителей»
В теории реформа выглядит действительно нужной и правильной. Однако подводных камней здесь гораздо больше, чем может показаться. Самый важный момент, который стоит учитывать властям, – это воля людей. Предыдущая реформа местного самоуправления упразднила выборы мэров и глав районов. Произошло это, в общем-то, в принудительном порядке. Мнение жителей в большинстве случаев не учитывалось вообще – и в Приморье, например, это вызвало болезненную реакцию. Шутка ли: возврат прямых выборов мэра до сих пор остается одним из главных требований как населения, так и многих политиков.
Причины недовольства лежат на поверхности: назначаемый сити-менеджер не несет никакой ответственности перед избирателями. Особенно заметно это во Владивостоке: нынешний градоначальник, Олег Гуменюк, является одним из наименее популярных мэров за всю новейшую историю города. Непонятная кадровая политика, странные и неочевидные решения, принимаемые городскими властями, часто вызывают резонное недовольство горожан. Однако «предъявить» что-либо главе города сейчас могут только депутаты, которые его избрали.
«Очень важно, чтобы при создании муниципальных округов учитывалось мнение людей. Чтобы власти понимали, хотят ли жители района реформы местного самоуправления или нет. Нужна предварительная работа, иначе все это приведет к очередному всплеску социальной напряженности», – отметил политолог Андрей Кудисов.
Он добавил, что в Приморье это ключевой момент: после губернаторских выборов прошлого года протестный потенциал края вырос в разы. Продавливание непопулярных решений опасно. Ресурсов же, что бы тушить протестные «пожары» нет ни у местных, ни у федеральных властей. В этом смысле создание трех пилотных муниципальных округов выглядит разумным шагом. Чиновники смогут посмотреть на проблемы, которые неизбежно возникнут при создании новых муниципальных единиц и применять этот опыт в дальнейшем. Если все пойдет гладко, то реформа будет рекламировать саму себя – и особых проблем в изменении структуры МСУ во всем регионе не возникнет.
«Есть в этой реформе одна важная деталь – она не затрагивает интересы краевых политических элит. Речь идет не о переделе сфер влияния, а об оптимизации управления, в чем заинтересованы все. Все чиновники краевого уровня останутся при своих», – считает Павел Наливайко.
Выборы окружных органов власти должны пройти в течение полугода со дня создания округов. Вероятнее всего, они состоятся в марте 2020 года, когда уже будет сформирован новый бюджет.
источник: Рамблер
РЕЙТИНГ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СОСТАВЛЕН В ПРИМОРЬЕ В 2020 году
Лазовский округ занял второе место.
«Он в хорошем смысле удивил нас по здравоохранению. По количеству сохраненных жизней в расчете на 100 тысяч населения в этом муниципалитете самый лучший показатель», – отметила председатель Правительства Приморья Вера Щербина.
Округ первый: муниципальная реформа заглянет во все районы Приморья
— Если мы сейчас рассмотрим систему управления, то окажется, что у поселений полномочий, вроде бы, немало, а вот финансовых ресурсов не хватает. Кстати, я сама большую часть жизни работала в небольших поселениях и была против предыдущей реформы МСУ именно по той причине, которую назвала выше: нет средств. Если же говорить о нынешней реформе, то все будет сделано крайне мягко и гибко. Мы планируем, что будет некий переходный период. Возможно, процесс объединение займет года три. В этот период все сотрудники административного аппарата смогут найти работу, пройти переобучение и так далее, чтобы не было дублирования административного ресурса, — высказала свое мнение о необходимости реформа председатель правительства края Вера Щербина.
Не пожалели
Первыми в крае появились «пробные» округа — Анучинский, Чугуевский и Пограничный. Следом по тому же пути пошли Лазовский, Октябрьский, Хорольский, Ханкайский и Тернейский округа. И уже весной отважные «первопроходцы» получили дополнительные дотации из бюджета — 245 миллионов рублей.
На эти деньги в новосозданных округах появились новые спортплощадок, закуплено оборудование в уже существующие спорткомплексы, отремонтированы учреждения культуры и так далее. Кроме того, деньги можно тратить на развитие и поддержание системы ЖКХ, благоустройство парков, скверов, детских площадок и придомовых территорий, уличное освещение, ремонт дорог и мостов, приобретение спецтехники.
Естественно, что все расходы — с одобрения правительства. Необходимо было до 10 июня представить перспективные планы развития своих округов. Причем составить их так, чтобы было понятно: все будет реализовано. |