Legeor | Дата: Среда, 14.04.2010, 11:54 | Сообщение # 1 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 669
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
| Десять лет назад в Преображенской базе тралового флота, в состав которой на тот момент входили в основном плавбазы польской постройки и СТРы-добытчики, появился первый крупнотоннажный траулер, способный совмещать функции добычи и переработки рыбы. Судно нового для преображенцев типа – «Пулковский меридиан» - было построено на Черноморском судостроительном заводе в украинском городе Николаеве и названо в честь бухты Преображения, являющейся для флота предприятия родным домом. 4 апреля 2000 года на большом морозильном траулере-рыбзаводе подняли государственный флаг Российской Федерации, а в середине мая его уже встречали жители рыбацкого поселка. С тех пор БМТР «Бухта Преображения» остается в своем классе судов единственным новостроем, пополнившим рыбацкий флот Дальнего Востока за последнее десятилетие. Одним из тех, кто первым увидел новый траулер и участвовал в его приемке, кто привел его к родным берегам, а затем осваивал на промысле, кто вывел в лидеры его экипаж и закрепил за ним славу передового коллектива, является Сергей Мстиславович Еремеев. Первый капитан «Бухты Преображения», а ныне – первый заместитель генерального директора ОАО «Преображенская база тралового флота». Он с особой теплотой, любовью и, как показалось, ностальгией говорит о «пароходе», которому отдал 8 лет профессиональной биографии. - В конце 1999 года меня неожиданно отозвали с моря (я тогда возглавлял коллектив плавбазы «Советское Приморье») и командировали в Николаев принимать новый траулер, - делится своими воспоминаниями Сергей Еремеев. – 19 декабря я был на месте: к тому моменту судно отдоковалось, шли испытания главных машин, велись покрасочные работы. Уже 29 января, согласно контракту, должна была состояться передача «Бухты Преображения» заказчикам, однако на то, чтобы устранить все наши замечания, судостроителям понадобилось еще два месяца. Чувствовалось, что гиганту советского кораблестроения, каким некогда, до развала Союза, являлся Черноморский судостроительный завод, тяжело было достраивать наш траулер. Но благодаря огромному опыту и высокой квалификации черноморцев все вопросы были решены, и в итоге мы получили новое современное судно. - Сергей Мстиславович, какие эмоции вы испытали, принимая под свое руководство новый траулер? Как долго экипажу пришлось его осваивать и много ли трудностей возникало в связи с этим? - А какие могут быть впечатления, когда, например, приходишь в магазин и покупаешь новую вещь? Тем более, если эта вещь подходит тебе во всех отношениях. Конечно же, эмоциональный подъем, чувство радости и гордости. А еще было очень интересно, как поведет себя на промысле «Бухта Преображения», насколько эффективно она будет работать. Хотя потом, в первые полгода эксплуатации, мы, как говорится, хлебнули горя. Ведь принимали судно на холостом ходу, без нагрузки – тогда все работало нормально. На переходе из Николаева в Преображение тоже не возникло никаких трудностей. А вот, когда пришли на промысел и начали работать в полную силу, стали появляться разные проблемы то в рыбцехе, то в морозильном комплексе, то где-то еще. К тому же не был подготовлен экипаж, так как суда подобного типа в состав Преображенской базы флота просто не входили. Так что нам понадобилось полгода на то, чтобы набить себе шишки и устранить все помехи. Но, я думаю, это стандартная схема для наших новостроев. Вообще же, чтобы довести БМТР до идеального состояния, чтобы он начал работать с максимальной отдачей, у нас ушло полтора-два года. Хотя еще на стадии строительства относительно проекта была проведена модернизация навигационного и промыслового оборудования, усовершенствованы цех и морозильный комплекс. Тем не менее, после второго рейса нам, к примеру, пришлось выходить в Пусан, чтобы переоборудовать глазировочную линию, которая была неудобна и ненадежно работала из-за многочисленных остановок. А еще за первые два рейса, длившиеся по 10-12 месяцев, удалось обучить людей и создать основной костяк, который впоследствии работал со мной на протяжении 8 лет. - Траулеры типа «Пулковский меридиан», к которым принадлежит «Бухта Преображения», считаются непревзойденными в своем классе промысловых судов по ходовым, тяговым, мощностным характеристикам и объему выпускаемой продукции. На ваш взгляд, так ли это? И комфортно ли экипажу работать на таких судах? - По мореходным качествам, да, эти суда одни из лучших. У них уникальный корпус, у которого выдержаны параметры длины и ширины, поэтому на промысле в штормовую погоду траулеры хорошо себя ведут и управляются. Но сам проект 1288 морально устарел: КБ «Восток» разработало его еще в 60-х годах прошлого столетия, а первое судно из этой серии было выпущено в 1972 году. С тех пор большой модернизации проект практически не претерпевал. Но если в его корпус поставить современное оборудование, то траулер будет успешно работать. Это подтверждает опыт «Бухты Преображения» и, надеюсь, докажут будущие результаты работы БМТР «Генерал Трошев», который сейчас достраивают для нас николаевские корабелы и на котором мы полностью, за исключением машины, меняем всю «начинку», устанавливая все самое лучшее - немецкое рыбообрабатывающее и японское навигационное и промысловое оборудование. Но если говорить откровенно, один недостаток у «Пулковского меридиана» все-таки есть. У него небольшие трюма, что создает ограничение по объему выпускаемой продукции. Расчетная цифра - 1150 тонн. А при нормальной рыбалке это только на 10 дней работы. Мы могли ловить и 200, и 300 тонн в сутки, но ограничение по «морозке» до 120-130 тонн и по объему трюмов не позволяло нам этого делать. Вот если бы было возможно увеличить емкость трюмов хотя бы до 2000 тонн, то траулеру вообще бы цены не было. Например, корпус РКТС «Капитан Колесников», который Преображенская база недавно приобрела, отремонтировала и отправила на минтаевый промысел, шире на один и длиннее на 10 метров, а проектная емкость его трюмов составляет уже 1700 тонн. Он, как и «Бухта», оснащен силовой установкой в 7 тысяч лошадей, но может дольше продержаться при хорошей промысловой обстановке. А что касается комфортности траулера для экипажа, так это зависит от того, какие условия для работы и отдыха создадут администрация и комсостав судна. Понятно, что на новом современном траулере с автоматизированным и механизированным оборудованием приятно и интересно работать. Но результаты труда во многом зависят еще и от полноценного отдыха экипажа. Поэтому отработав первый рейс, мы силами своих специалистов установили на «Бухте Преображения» спутниковую антенну и провели телевидение. Первое время оно было в кают-компании и столовой, а со временем сделали разводку по всем каютам. Сегодня здесь показывает три телевизионных и один видеоканал. Находящимся на берегу это кажется такой мелочью, но когда ты по 12, а последний мой рейс длился 13 месяцев, оторван от дома, сразу ощущаешь ценность информации. Или другой пример, на траулере по проекту была предусмотрена сауна, но мы постарались сделать ее уютной – обшили липой и устроили небольшой бассейн. Так что было бы желание, а разнообразить многомесячное пребывание экипажа в море можно по-разному. Одна из таких возможностей – всем коллективом отметить День рыбака или Новый год, который мы, кстати, всегда встречаем на промысле. Я до сих пор вспоминаю Новый год, который в моем последнем промысловом рейсе на «Бухте» организовали девчата нашего экипажа. Они нарядили Дедом Морозом старшего механика Сергея Дмитриевича Чугунова, нашли ему внучку Снегурочку, подготовили праздничную программу, провели игры и аттракционы, вручили призы. А то, что, говорят, на промысле не всегда есть время для праздников, так ситуации бывают разные. В один из рейсов к Новому году я подобрал все квоты, зашел в лед и дал коллективу день на то, чтобы отметить праздник. А случалось работы так много, что останавливал цех 31 декабря только в 22 часа, а в 4 утра 1 января вновь принимались за дело. Так что на встречу Нового года отводилось всего 6 часов. Я надеюсь, что мне удавалось создавать на судне здоровую рабочую атмосферу. Ведь и результаты мы показывали отличные, и люди со мной работали от причала до причала. - Коллектив «Бухты Преображения» всегда называют в числе лидеров, название траулера и фамилии членов ее экипажа с завидной регулярностью появляются на доске почета предприятия. В чем секрет таких успехов? - Знаю точно, если коллектив не слаженный, то он не добивается высоких результатов. У нас же на «Бухте Преображения» все годы, что я работал, показатели были хорошие и на уровне Приморского края и Дальнего Востока. Наш траулер был одним из первых по вылову и выпуску продукции – никогда меньше 18-20 тысяч тонн у нас не было. А в последний рейс за 11 промысловых месяцев мы добыли более 26 тысяч тонн только минтая. Насколько я знаю, на сегодняшний момент на Дальнем Востоке никто не берет такие цифры. А главный секрет успешной работы – конечно же, люди, досконально знающие и любящие свое дело, накопившие огромный опыт и ответственно относящиеся к своим обязанностям. Это заведующий производством Евгений Андреевич Ким, которого я перетянул с плавбазы «Советское Приморье» и который работает на «Бухте» с первого рейса. Еще один «пионер» траулера – старший мастер добычи Станислав Викторович Лавриненко, мы вместе начинали свою карьеру на СТРах, а сейчас он – начальник отдела добычи ОАО «ПБТФ». Боцман Петр Иванович Талаевский участвовал в приемке судна, затем отработал на нем 8 лет, а сейчас пошел в море на нашем новом траулере «Капитан Колесников». Слова благодарности хочу сказать матросам Владимиру Павленову, Олегу Зайцеву, Наталье Зинченко, Валентине Ждановой и другим. - Какие традиции сложились в вашем рыбацком коллективе? - Когда я возвращался из рейса, всегда на входе в бухту Преображения давал гудок: «Дескать, это я вернулся – встречайте!» Кстати, эта традиция жива и сейчас. Затем по приходу домой частенько устраивали волейбольные встречи – экипаж БМТР «Бухта Преображения» против аппарата управления базы. Чаще, конечно, побеждали наши соперники, и дело здесь не только в регулярных тренировках, которых у нас не было, просто после многомясячного пребывания в море ноги долго привыкали к суше. А появился этот спортивный обычай, пожалуй, еще во время перегона траулера. Уходя из Николаева, мы купили волейбольную сетку и мячи. Так вот днем работали, осваивали «Бухту», вечером занимались спортом. Кроме того, наш экипаж старался участвовать в жизни поселка: мы собирали средства на проведение различных мероприятий для преображенцев, оказывали помощь музыкальной школе и обществу инвалидов. Но самая главная наша традиция – это хорошо работать: как можно больше вылавливать и выпускать качественной продукции. Ей мы никогда не изменяли - серьезных забраковок у нас не было. - Экипаж «Бухты Преображения» ласково называет свой траулер «наша девочка». Откуда появилось это обращение? - По-моему, это пошло от Лидии Алексеевны Ивановой. Она ведет передачи на местном радио, в одной из которых в отношении «Бухты» у нее проскользнули эти слова. Они приклеились к «Бухте», и экипаж стал так ласково к ней обращаться. Например, когда, казалось бы, безнадежно застревали во льдах в Охотском или Беринговом морях и никого не было рядом, я уговаривал ее: «Ну, давай, девочка, вытаскивай!» И она слушалась, выходила из ледяного плена. Штурманы удивлялись: «Как так получается?». А я думаю, слушается – значит, любит меня. - Чем в вашей судьбе стала «Бухта Преображения»? Продолжаете ли внимательно следить за ней, работая теперь на берегу, и можете признаться в том, что она все же является вашей любимицей? - Конечно, все-таки 8 лет отдано траулеру. Тем более, что работал на нем с момента приемки, и на настройку, модернизацию производства потрачено много нервов и сил. Поэтому судьба «Бухты» мне не безразлична. Кстати, за 30 лет работы в Преображенской базе флота я сменил немного судов. Их можно пересчитать по пальцам – «Рублево», «Взрывник», «Якутск», «Самоцвет», «Габибулла Гусейнов», «Титания», «Советское Приморье» и «Бухта Преображения». Вот на ней я проработал дольше всего, и здесь мне было наиболее интересно. Новые обязанности, новый, еще не знакомый тип судна, которое способно добывать рыбу и тут же ее обрабатывать. При этом под твоим началом находится большой коллектив, эффективную работу которого необходимо организовать. Сейчас экипаж БМТР «Бухта Преображения» возглавляет капитан Сергей Николаевич Реутов. Под его руководством траулер, находящийся в Охотоморской минтаевой экспедиции, показывает неплохие результаты – с начала года выловлено порядка 8 тысяч тонн. На промысле он пробудет до середины мая, затем встанет в ремонт на класс регистра. В юбилейный год будут отремонтированы все механизмы судна – винто-рулевая группа, две главные и вспомогательные машины, а также цех и холодильный комплекс. Ждет «Бухту» и очередная модернизация - планируется увеличение мощности РМУ с нынешних 6 тонн в сутки до 10-13. Можно сказать, что свое десятилетие «Бухта Преображения» будет встречать в расцвете сил и возможностей. - «Бухта Преображения» стала в ПБТФ первым крупнотоннажным добывающим траулером, на который руководство и коллектив предприятия возлагали большие надежды. Как вы считаете, оправдались ли они? - Думаю, да. Так, за первые 10 месяцев работы траулера, когда мы только настраивали оборудование, когда существовали проблемы с квотами, мы взяли 15 тысяч тонн. Это был хороший показатель относительно уровня других судов. Однако в Преображении на тот момент было немалое количество противников «Бухты». Дескать, она и слишком много топлива ест, и обеспечение затратное. Наверное, просто сработал стереотип. Но давайте посчитаем. Численность экипажа БМТР- 90 человек, в самом начале его эксплуатации мы могли морозить 90 тонн в сутки (а за последующие 8 лет мощность морозильного комплекса довели до 120-130 тонн). То есть при нормальной промысловой обстановке на каждого члена экипажа выходило по тонне продукции. А основу флота предприятия тогда составляли плавбазы, экипаж которых насчитывал до 300 человек. Вместе с плавбазой работало 4 добытчика, это, грубо говоря, еще плюс 100 человек, а всего 400. База выпускала в сутки 180-200 тонн мороженой продукции или по полтонны на человека. Как говорил наш заведующий производством, они только перловки больше нас съедали. Так что технические показатели, если сравнивать чисто по «морозке», за «Бухтой Преображения». И кто верил в то, что траулер будет успешно и эффективно работать на промысле, оказался прав. Я считаю, что будущее нашего предприятия и рыбной отрасли – именно за такими судами, способными одновременно добывать и обрабатывать рыбу. Пресс-служба ОАО «Преображенская база тралового фота»
|
|
|
|