В Приморском крае - "нашествие" шелкопряда. Эти насекомые-вредители уничтожили зелень на деревьях, облепили все уличное освещение. Из-за них даже пришлось отменить ночные работы в портах. Специалисты уже подсчитывают ущерб и учат местных жителей, как бороться с напастью.
Управление иммиграционного и карантинного контроля Шанхая заявило о готовности провести проверки судов и контейнеров из дальневосточного региона России, Японии, Республики Корея и других районов, где зафиксировано распространение насекомого-вредителя непарного шелкопряда. А в портах Приморского края из-за аномальной активности этой бабочки пришлось ввести запрет на проведение погрузочно-разгрузочных работ в ночное время.
Стены зданий, фонарные столбы, сточные канавы усыпаны кладкой непарного шелкопряда. Такого преображения родного поселка местные жители не видели давно.
"Они летели в лицо, садились на одежду, их невозможно стряхнуть, потому что достаточно цепкие лапки. У меня мама астматик, у нее начались удушья и приступы различные", - рассказала жительница поселка Преображение Анна Зверева.
Полчища бабочек шелкопряда атаковали сразу несколько районов Приморья. Пострадал Лазовский заповедник и рыбацкий поселок Преображение. Вечерами в период спаривания бабочки тянутся к любому источнику света. Они массово летят к жилым домам, автозаправкам и магазинам. В поселке прекратили включать фонари, но решились на этот шаг слишком поздно. Вредитель успел отложить миллионы яиц.
Голые деревья вдоль улиц Преображения уже привычная этим летом картина. Листьев на ветках практически не осталось – все съела гусеница шелкопряда. Скорее всего, предполагают местные жители, это результат прошлогодней кладки.
О том, что будет с деревьями в следующем году, если на свет появятся миллионы гусениц, не хотят даже и думать. Дуб, липа и даже орех – все съедают под чистую.
Ученые объясняют – аномальное нашествие непарного шелкопряда происходит раз в 10-12 лет. Владельцам частных хозяйств рекомендуют не терять времени и самим начинать бороться с вредителем. "Увидел яйцекладку – сними. Ты сразу убираешь, уничтожаешь 600 и более гусениц, которые могут выйти на следующий год. И сжечь ее, если ее нарушить, она уже не перезимует", - говорит Тамара Фрейман, заведующая приморским филиалом всероссийского центра карантина растений.
Несколько лет назад обработка небольшого участка леса обошлась в десятки миллионов рублей. Для опрыскивания с воздуха привлекли авиацию, и серьезного ущерба удалось избежать. Оценить урон от новой атаки шелкопряда пока невозможно. Все будет зависеть от того, сколько кладок вредителя переживет зиму.
Станислав Бабко, Роман Статнов. Дальневосточное бюро "ТВ Центра". Приморский край |