Мой рассказ о большой простой семье, которая насчитывает более сорока человек. Все они проживают в нашем районе, работают, трудятся, растят детей и внуков, и главная хранительница этого семейного очага - мать - Курилина Ольга Яковлевна, простая, улыбчивая, скромная и добрая женщина.
И не перестаю я повторять, как вовремя надо успеть, понять, расспросить, узнать, обнять и услышать рассказ о непростой жизни, тяжелой работе, нелегкой доле, запоздалой любви, большой семье, благодарных детях, заботливых внуках и совсем не знающих еще жизни правнуках.
Встретила меня Ольга Яковлевна очень приветливо, усадила за стол и постоянно спрашивала меня:
- Ну, что обо мне писать?
Но извините, о ком же тогда писать, как не о таких женщинах, которые вырастили пятерых детей, десять внуков и девять правнуков, которые в молитвах о своих родных и близких не забывают и всех людей на планете Земля.
- Расскажите, Ольга Яковлевна о своем детстве?
- Родилась я первого мая 1938 года в с. Черевач Чернобыльского района Киевской области. Детей в семье было четверо, трое мальчиков и я. Родители, Яков Александрович и Дарья Евгеньевна, постоянно работали. Часто оставляли меня с бабушкой и дедушкой и уезжали на заработки. И первые мои детские воспоминания, конечно, о войне.
- Неужели вы могли помнить годы войны, ведь вам было-то 3-4 года? - удивляюсь я.
- Да еще как помню, - отвечает моя собеседница. - Мое детство проходило на Украине. Родители перед самой войной поехали строить в Ленинграде железную дорогу на Ладоге. Когда началась война, отца, Якова Александровича, забрали на фронт. Мама со старшим сыном Иваном уехала на Урал в эвакуацию. Тяжелая ей досталась доля. Она помогала заготавливать лес для фронта. Меня совсем маленькую оставили жить с бабушкой. Немцы жили в нашем доме, и моя бабушка умудрялась незаметно от немцев печь хлеб, стирать грязные бинты, сушить их и все это переправлять в партизанский отряд, а ходили к партизанам моя старшая 15-летняя двоюродная сестра и я с ней. Потом немцы спалили наш дом.
Отец Яков Александрович участвовал в Финской войне и в Великой Отечественной войне. Дошел до самой Польши. Имел много наград и медалей. С войны первой вернулась мама, затем отец инвалидом, его практически привезли домой. Он долго лечился в военном госпитале города Киева. При выписке ему сказали, что проживет он не более семи лет. А он прожил до 87 лет. Его вылечила своя пасека, но это уже было в Лазо.
- А когда вы приехали в Лазовский район? - интересуюсь я.
- В 1954 году 20 апреля приехала наша семья в Лазовский район по переселению. Сначала наша семья поселилась в селе Данильченково. Родители, двое сыновей Михаил, Николай и я. Мама пошла работать в детский сад поваром, а отец работал кочегаром в райпо. Папа приобрел пчелиные улики и стал заниматься сбором меда. И знания о пользе лечения медом и его продуктами продлили жизнь моему отцу до 87 лет. Родители у меня долгожители.
- А где работали вы, Ольга Яковлевна?
- На Украине, закончив 5 классов, устроилась я работать в лесхоз. Сажали мы деревья, сосны, березы и клен. Едешь на тракторе и бросаешь рассаду деревьев, а затем обрабатывали эти деревья и следили за их ростом. И когда я приехала на свою родину в 1982 году, то уже увидела большие деревья, превратившиеся в лес, и была очень этому рада.
В Данильченково сразу устроилась работать дояркой и 12 лет отработала в совхозе. Вышла замуж за Александра Сичкаря, родились у меня две дочери. Нина и Наталья. Но не сложилась жизнь с мужем и уехала я к своим родителям, которые к тому времени уже жили в Лазо. Купила небольшой домик на Пушкинской. С тех пор и живу в Лазо, никуда не уезжала. Правда, был небольшой опыт. Брат позвал меня в Мичуринск Тамбовской области, устроилась я дояркой в научно-опытное хозяйство, выделили мне квартиру, и девочки должны были пойти в школу. Путь в школу лежал через железнодорожное полотно, переживала я за детей, да и они все время просились в Лазо, и недолго думая, прожив всего лишь полгода, вернулись мы к моим родителям.
Сразу же устроилась работать в Лазовскую больницу, и поправлял у нас свое здоровье председатель совхоза «Маяк» Василий Стефанюк. Разговорились мы, и позвал он меня работать в совхоз дояркой. Терять мне было нечего и я согласилась. Работы я не боялась, выделили мне дом, снабдили дровами.
- А как вы познакомились со Степаном Демьяновичем Курилиным?
- По соседству с нами жила семья Курилиных с тремя детьми. Мы часто по-соседски общались с Полиной и Степаном. Но вскоре случилась беда, умерла жена Степана и остался он один с тремя детьми. Трудно ему было одному с детьми управляться. Взрослая дочь и двое сыновей. Помогала я им, дети к нам ходили. Вспоминала я слова их матери Полины, которая учила меня беречь своих детей, а потом уже мне пришлось сберегать ее детей. И вот эти дети, что жили по соседству, выбрали меня своей мамой. В 1971 году мы поженились со Степаном и прожила я с ним двадцать два счастливых года. Работал он в райпо, развозил хлеб по магазинам на лошади. Жили очень хорошо.
В 1972 году родилась у нас дочь Светлана. Он для меня был ангелом-хранителем. Меня всегда жалел. Я работала на хлебозаводе пекарем, Степан приходил ко мне и помогал таскать тяжеленные мешки с мукой. Вечером встречал меня, а дома уже был приготовлен ужин, баня натоплена, хозяйство присмотрено. Дети нам всегда помогали. Хозяйство большое держали, две коровы, лошадь, пять свиней, кур без счета, гуси, утки. Пятеро детей и все они мне самые родные, родней не бывает. В школе учились как погодки. Витя
- 5 класс, Нина - 4 класс, Саша
- 3 класс, Наташа - 2 класс. Дети очень ласковые. Однажды вызвали меня в школу и предложили мне вещи для детей. Но не смогла я их взять, не хотела, чтобы люди говорили, что я помощи прошу. Поехала в Сергеевку к брату и на складе купила им вещи, одела их с ног до головы. Всех детей сохранила, выросли они достойными и добрыми людьми. И даже при встрече мои дочери всегда обращаются к моим сыновьям: «Привет, брат!» Дети все рядом и молодежь вся при мне.
Вспоминает дочь Ольги Яковлевны, Нина Александровна Герасименко:
- Отчим стал нам родным отцом. Родители обращались с нами одинаково, никого не выделяли. Мы их всегда любили и уважали. Они очень много работали, и мы, видя все это, старались всегда помочь по дому, по хозяйству. Отчим любил нас одинаково. Помнят мальчишки, которым сейчас под шестьдесят лет, дядю Степу на лошади. Разрешал он иногда проехать на его знаменитой и единственной на всё Лазо телеге со свежим и еще теплым хлебом. Был очень спокойным, рассудительным и всегда жалел нашу маму. Мама у нас очень выдержанная, дружила со всеми соседями. Никогда ни с кем не ругалась, не скандалила. Ее уважали все вокруг. В молодости увлекалась вышивкой крестиком и выбивкой кружева, вязанием и шитьем.
Очень любила петь. Я помню, как она работала на хлебозаводе и в перерывах выходили они всей сменой, пели хором русские народные песни, да так красиво. Дух захватывало от их пения.
Ольга Яковлевна ветеран труда, относится к категории «дети войны». На судьбу свою она не в обиде и очень благодарна ей во всем.
- Что бы вы пожелали нашей молодежи? - спрашиваю я.
- Молодому поколению хочу пожелать здоровья, семейного благополучия и жить в мире и согласии.
А в завершение нашего разговора Ольга Яковлевна показала мне корзину с цветами и фотографиями всех членов ее большой и дружной семьи, сделанную руками ее детей на юбилей, и вглядываясь в их лица, я узнавала, называла по имени и улыбалась вместе с ней. С праздником, Ольга Яковлевна, Днем матери!
Татьяна ШУШАРИНА. |