Первоочередной для предприятия является кадровая проблема. Пока она полностью решена только в отношении капитанского состава. Благодаря многолетней плановой работе ПБТФ обеспечена достаточным количеством командиров судов и подготовленных претендентов на капитанский мостик, способных заменить в случае необходимости ушедших в длительный отпуск или внезапно заболевших капитанов. Вот и бывший старпом РКТ-С «Капитан Колесников» Алексей Николаевич Шунькин после его возвращения в порт в середине 2014 года ушел в очередной рейс уже в должности капитан-директора такого же крупнотоннажника с именем капитана Демидюка на борту. Кандидатуру нового выдвиженца утвердил совет директоров ОАО.
— Капитанский резерв у нас сегодня достаточно крепкий — вырастили, с удовольствием комментирует это событие генеральный директор предприятия Сергей Мстиславович Еремеев и шутит: — Вот и мы с Николаем Леонтиевичем Шикулой тоже готовы пополнить этот резерв, если вдруг не удержимся в своих начальственных креслах. Уйдем в море, к которому, если честно, привязаны гораздо больше, чем к нынешним высоким должностям.
Иное дело — обеспечение базы тралового фонда дипломированными специалистами среднего звена и квалифицированным рядовым составом. Стареет, что ни говори, этот состав с каждым годом. Сегодня средний возраст моряка, работающего в ПБТФ, перешагнул 50-летний рубеж. Поэтому предприятию, как воздух, нужна подготовленная молодежь, способная принять от представителей старшего поколения эстафету рыбацкого дела. Собственно, те же трудности испытывает сегодня вся рыбная отрасль страны. Кадры ее стареют. А молодежь уже не стремится в море, как в былые годы. Престиж и романтика профессии рыбака значительно поблекли. Да и заработок его, по сравнению с иными береговыми, тоже потерял свою былую привлекательность.
Вопросы кадровой политики сегодня постоянно обсуждаются на высоких форумах, в среде руководителей региональных ведомств, курирующих рыбную отрасль, но острота проблемы от этого пока не снижается, и решать ее приходится каждому предприятию по-своему, кто как может. Как с этой проблемой справляется ОАО «Преображенская база тралового флота»?
Общая численность его трудового коллектива, сокращавшегося год от года, в последнее время стабилизировалась. Сегодня она составляет две тысячи человек.
Анализ экономической деятельности предприятия показывает, что это наиболее оптимальное для него число людей, занятых на добыче рыбы в море и на береговых работах, обеспечивающих реальные потребности базы в ремонте флота, рыбопереработке и взращивании марикультур. Но эту численность необходимо сохранять, не допускать утечки кадров, вести курс на их омоложение, готовить достойную смену уходящим на заслуженный отдых ветеранам производства. Именно преемственность поколений выдвигается сегодня в число приоритетных задач, для решения которых в ПБТФ применяются свои испытанные формы работы.
Уже много лет на базе успешно действует учебно-курсовой комбинат, занимающийся подготовкой рядового состава по специальностям: «матрос добычной команды», «боцман», «матрос-обработчик», «судовой электрик», «моторист», «машинист рефрижераторных и рыбомучных установок», «токарь», «судовой повар и пекарь».
|
|
|
Пятый год этим учебным заведением руководит деятельная женщина, коренная преображенка Ирина Александровна Гиря, окончившая в 1988 году Дальрыбвтуз. Она из потомственных «морячек»: отец ее всю жизнь посвятил промышленному рыболовству, муж работает мастером обработки на РКТ-С «Капитан Демидюк». Преподавательский состав УКК состоит из практиков, представителей служб и отделов предприятия, в свое время немало послуживших морю. Каждый год учебно-курсовой комбинат принимает на обучение от 100 до 200 молодых людей, пожелавших получить морские профессии. Курс обучения платный. Для штатных сотрудников базы он обходится в 1 300 рублей, для людей из сторонних организаций — в 2 500 (цены, по общему мнению, вполне приемлемые). Срок занятий на курсах тоже разный. Для подготовки матросов-обработчиков требуется всего две недели, для других специалистов — от трех до пяти месяцев. |
После окончания УКК молодые люди получают соответствующие дипломы и направление на работу на суда и в береговые цеха базы, которые нуждаются в обновлении кадров. Но приживаются на предприятии, конечно же, далеко не все. Некоторые из выпускников отсеиваются после первого же морского рейса, оказавшегося для них непосильным, другие уходят работать в сторонние организации, находя себе в Преображении и районе иное применение.
Для привлечения в базу флота как можно большего числа молодых людей на предприятии ведется профориентационная работа среди школьников. Педагоги учебного комбината организуют для них занятия по морским специальностям «судовой электрик» и «моторист», выплачивая посещающим курсы старшеклассникам поощрительные стипендии. Многолетняя практика показала, что это достаточно эффективный метод формирования кадров из числа юных членов рыбацких семей. Многие из выпускников школ после окончания таких курсов поступают в отраслевые учебные заведения и возвращаются на базу уже молодыми специалистами. Другие прямиком идут в море, «на заработки», и после (до призыва в армию) оседают в экипажах судов. Это, можно сказать, золотой резервный фонд предприятия.
Кстати, желающим получить высшее специальное образование (и не только выпускникам школ, но и рядовому составу судов, поступившему в вузы) предприятие выдает беспроцентную ссуду на период обучения с обязательным условием отработать в ПБТФ после получения диплома не менее трех лет.
Подготовкой специалистов по отдельным программам занимается береговой учебно-тренажерный центр «Курган», которым руководит опытнейший работник ПБТФ капитан-наставник Александр Михайлович Суховьев. БУТЦ оснащен современным радиолокационным оборудованием, образцами коллективных спасательных средств, дыхательно-изолирующими аппаратами и первичными противопожарными средствами. Работать с ними должен уметь каждый из представителей и рядового, и командного состава рыбацких судов, вплоть до капитанов. А потому они обязаны пройти дополнительную подготовку и сдать соответствующий экзамен инструкторам БУТЦ. Это строгое требование распространяется на все экипажи, работающие в море в условиях повышенного профессионального риска.
Береговой учебно - тренировочный центр.
Занятия на радиолокационном тренажере с капитан-директором РКТ-С «Капитан Демидюк» Виктором Ивановичем Скопченко проводит капитан-наставник службы безопасности мореплавания Вадим Прович Оленев
Подобного рода регулярные занятия и тренировки помогают предприятию формировать надежный кадровый состав рыбацкого флота из числа наиболее умелых и уверенных в своих силах специалистов, преданных своему делу и рыбацкому поселку, носящему удивительное имя — Преображение.
— Кроме того, на предприятии действует программа «Молодой специалист», которая способствует закреплению молодежи в нашем коллективе, — дополняет вышесказанное помощник генерального директора по кадрам и общим вопросам Игорь Николаевич Слободян. — За новичками закрепляются наставники, которые помогают им в профессиональном росте. Выразившим желание работать у нас иногородним молодым людям мы оплачиваем проезд до Преображения, обучаем при необходимости в своем УКК и в береговом учебно-тренировочном центре, обеспечиваем местом в общежитии, а тем, кто впоследствии хорошо зарекомендовал себя в работе, выдаем ссуду на приобретение жилья на вторичном рынке.
Привлекаем к себе и молодых людей, отслуживших в армии. Ведем большую работу среди призывников своего поселка и района, которые после демобилизации тоже могут прийти к нам на работу. Ежегодно проводим праздник — День призывника, на котором чествуем молодежь, уходящую на службу в армию.
При ПБТФ создан комитет солдатских матерей, который возглавляет специалист по информации моего отдела, заслуженный ветеран производства, женщина с активной жизненной позицией Лидия Алексеевна Иванова, поддерживающая тесную связь и переписку с теми молодыми людьми, кто ушел служить в армию. Кстати, мы практикуем и такую форму работы с молодежью, как поддержание шефской связи с пограничными заставами, большим противолодочным кораблем «Адмирал Пантелеев», на котором сегодня служат и наши парни.
У нас есть соглашение с краевым военкоматом о распределении наших призывников в части согласно их устремлениям и характерам: кого в моряки, кого в танкисты, кого в артиллерию. Для чего это делаем? Для того, чтобы наши парни благополучно вернулись после службы домой, в Преображение, поступили в отраслевые вузы или пошли работать на предприятие, где трудились или еще продолжают трудиться их отцы и деды. Во многом благодаря такому отношению к молодежи в ПБТФ сложилось немало трудовых династий, представители которых успешно работают сейчас и в море, и на берегу.
Одним из направлений кадровой политики акционерного общества стало установление тесных деловых контактов с вузами и среднетехническими учебными заведениями страны. В течение многих лет ПБТФ активно сотрудничает с Дальрыбвтузом, Владивостокским морским рыбопромышленным колледжем и Дальневосточным мореходным училищем. Практику на судах ПБТФ проходят курсанты Дальрыбвтуза, Дальневосточного мореходного училища, ВМРК, Амурского филиала МГУ, Хабаровского судостроительного техникума, Тобольского техникума. В 2014 году преображенцы заключили договоры о сотрудничестве с Амурским филиалом МГУ, Хабаровским судостроительным техникумом, Тобольским и Ейским рыбопромышленными техникумами, Ростовским-на-Дону институтом водного транспорта имени Г.Я. Седова. В далекий Ейск и Ростов-на-Дону выезжали помощник по работе с кадрами И.Н. Слободян, инспектор отдела кадров Т.Г. Кан, а в Керчинский государственный морской технологический университет — генеральный директор ПБТФ С.М. Еремеев и И.Н. Слободян.
книга "Хлеб морей" |