В вопросах прохождения государственного технического осмотра автотранспортных средств сегодня имеется ряд проблем, вызывающих большой общественный резонанс. Однако должен заметить, что в данном случае мы имеем дело не с необоснованным ужесточением требований. Речь идет только о приведении порядка прохождения техосмотра транспортных средств в соответствие действующему законодательству.
Необходимость в этом назрела уже давно. Ни для кого не секрет, что количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных из-за технической неисправности транспортных средств, достаточно велико - как в нашем регионе, так и в целом по России. Приведу только одну цифру: в Приморском крае за последние 5 лет по причине ненадлежащего технического состояния автотранспорта произошло 8269 ДТП, в которых 1242 человека погибли и более 11 тысяч получили травмы. Полагаю, что подобная статистка – веский повод заняться наведением порядка в сфере проведения техосмотра транспортных средств.
Одним из первых шагов в этом направлении стала реорганизация бывших регистрационных подразделений ГАИ. В соответствии с требованиями закона упразднены 29 регистрационно-экзаменационных подразделений и созданы 5 зональных Межрайонных отделов Государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств с дислокацией в городах Владивосток, Уссурийск, Находка, Арсеньев и Спасск-Дальний. Отделения этих зональных отделов работают также в городах Артёме, Дальнегорске, Дальнереченске, Лесозаводске и Партизанске, а также в Хасанском, Хорольском и Кавалеровском муниципальных районах. Каждому подразделению определена территория обслуживания.
В результате, теми же силами стал выполняться больший объём работы. Если в первом полугодии прошлого года государственный техосмотр прошли порядка 108 тысяч единиц автотранспорта, то в этом году их число выросло почти в 2 раза – до 200 тысяч. При этом повысилось качество технического осмотра транспорта.
За прошлый, 2009, год, наверное, впервые в истории Приморского края признано неисправными более 15 тысяч транспортных средств. А в первом полугодии 2010 года уже выявлено более 24 тысяч неисправных транспортных средств. Замечу, что все они активно эксплуатировались. Следовательно, создавали постоянную опасность жизни людей.
Дело в том, что старая система контроля над состоянием автотранспортных средств себя изжила, доказав свою несостоятельность и порочность – тому подтверждение огромное количество ДТП прежних лет, совершенное транспортными средствами, не прошедшими технический осмотр (или прошедшими его формально). Как показывали проведенные проверки, значительная часть водителей - виновников ДТП - особенно «на местах» получали заветный талончик по месту жительства, «по знакомству». Во время проведенных нами проверок были даже выявлены такие случаи, когда талонами техосмотра расплачивались за оказанные услуги либо вручали их в качестве подарка к празднику, например, – женщинам в честь 8 Марта. Как Вы понимаете, ни о каком реальном осмотре транспортных средств и выявлении существующих недостатков, которые представляют угрозу жизни людей, в таких случаях речи не шло.
Возможностей для злоупотреблений при прежнем порядке прохождения ТО, тем более на местах, было более чем достаточно. Поэтому первые шаги в области реорганизации были направлены на то, чтобы вывести процедуру техосмотра из подчинения местным начальникам, лишить недобросовестных сотрудников возможности злоупотре****ь служебным положением, проводя «надомные» операции по техосмотру и регистрации транспортных средств.
Еще раз повторю: проблемы с организацией проведения ТО сегодня существуют, но их породила не милиция. Мы заинтересованы исключительно в том, чтобы создать приморцам наиболее комфортные условия проживания, обеспечивая на деле, а не на словах, безопасность дорожного движения и снижение уровня дорожно-транспортного травматизма.
К сожалению, это стремление не у всех граждан находит поддержку. Правовой нигилизм приморских водителей беспрецедентен. Но в том, что бывает, когда люди безразлично относятся к требованиям безопасности, нас каждый день убеждают кадры криминальной хроники и сводки дорожно-транспортных происшествий.
Подобным равнодушием грешат не только владельцы личных автомобилей, но и некоторые руководители автотранспортных предприятий. За отчетный период сотрудниками ГИБДД в автотранспортных предприятиях края проведено 438 проверок при выпуске транспортных средств на линию, в ходе которых выявлено 217 фактов эксплуатации неисправного транспорта, в том числе – при осуществлении пассажирских перевозок. В результате к административной ответственности привлечены 282 должностных лица, в суды направлено 25 материалов.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 31.07.1998 №880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", при государственном техническом осмотре к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования могут привлекаться на конкурсной основе юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с требованиями п.18 Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утвержденного вышеназванным постановлением, право заключения договора с органом государственной инспекции субъекта Российской Федерации получают участники конкурса, добившиеся положительной оценки по всем основным показателям.
Решение о проведении данного конкурса принимает Администрация Приморского края. В 2009 году по решению конкурсной комиссии от 26.06.2009 №1/09 семь участников конкурса (из девяти рассмотренных) на 10 объектов признаны соответствующими предъявляемым требованиям.
Данные договоры заключаются сроком на 1 год. Исходя из требований гражданского законодательства, их пролонгация невозможна. Какого-либо преимущественного права на заключение договора на новый срок не предусмотрено. Поэтому в 2010 году все претенденты участвовали в проведении конкурса на общих основаниях
12 июля 2010 года конкурсная комиссия под председательством первого вице-губернатора Приморского края А.И. Костенко, рассмотрев результаты проверок экспертной комиссией претендентов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приняла решение о разрешении деятельности 51 пункта технического диагностирования. Все они обладают достаточной материально-технической базой, а также имеют помещения, приспособленные для полноценной проверки технического состояния транспортных средств.
Повышение качества проведения Государственного технического осмотра в совокупности с остальными мероприятиями, проводимыми ГИБДД края, уже привели к снижению не только числа аварий на дорогах, но и тяжести их последствий: за последние годы количество ДТП со смертельным исходом снизилось практически в два раза. Я считаю, что это достойный результат нашей работы.
Еще раз хочу подчеркнуть, что обязательный порядок технического диагностирования и перечень требований к предприятиям, осуществляющим это диагностирование, определен не органами внутренних дел, а Правительством Российской Федерации. В данном случае сотрудники милиции, равно как и владельцы автотранспортных средств, должны соблюдать закон.
Отдельно отмечу, что участие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в конкурсе на проведение проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре является добровольным. К сожалению, в ряде районов потенциальных претендентов не нашлось. Именно этим обстоятельством, а вовсе не какими-то происками и бюрократическими проволочками вызвана необходимость гражданам из, скажем, Тернея или Хороля, проходить техническое диагностирование в соседних районах, а не по месту жительства.
Есть еще одна проблема, о которой мы часто забываем упомянуть. Сегодня мы сталкиваемся с такой парадоксальной ситуацией, когда автомобилисты с многолетним стажем, представляя свой транспорт для техосмотра, элементарно не знают о необходимом укомплектовании транспортного средства аптечкой или огнетушителем, забывают собрать необходимый пакет документов, в том числе – оформить медицинскую справку или захватить с собой паспорт. Это приводит к тому, что человеку приходится повторно обращаться в пункт прохождения техосмотра, а подобные затруднения (замечу, возникающие вовсе не по вине сотрудников ГИБДД) вызывают раздражение и недовольство. Сегодня мы делаем все возможное, чтобы уйти от подобной ситуации: с одной стороны – избавляясь от недобросовестных сотрудников ГИБДД, с другой – занимаясь правовым информированием водителей.
В заключение хочу добавить, что новая система только начинает развиваться, есть уже определенные достижения – в первую очередь, снижение аварийности на приморских дорогах, но есть и хорошо заметные недостатки – их мы будем устранять.
Будем благодарны, если жители края сочтут возможным информировать руководство УВД по Приморскому краю о случаях злоупотреблений и нарушения законности при проведении техосмотра, а также вносить мотивированные предложения по организации более комфортного и качественного процесса прохождения техосмотра автотранспортных средств.
Адреса пунктов технического осмотра можно узнать на официальном сайте Управления ГИБДД УВД по Приморскому краю: www.25.gibdd.ru.
Кстати
Документы, необходимые
для прохождения государственного технического осмотра автомототранспорта
1. Документ, удостоверяющий личность.
2. Водительское удостоверение с разрешающими отметками в нем на право управления транспортным средством, представленным на осмотр. Иностранные граждане или лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию на срок до 6 месяцев, при представлении на осмотр транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции, должны иметь международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, или другое национальное удостоверение с заверенным в установленном порядке его переводом, подтверждающее право на управление транспортными средствами соответствующих категорий. Те же лица, прибывающие на жительство в Российскую Федерацию на срок 6 месяцев и более, должны иметь российское водительское удостоверение, выданное в установленном порядке.
3. Медицинская справка установленной формы.
4. Документ, подтверждающий право владения (для собственника транспортного средства) или пользования и (или) распоряжения транспортным средством (для представителя собственника). Документы, подтверждающие право пользования и (или) распоряжения транспортным средством, должны быть составлены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт транспортного средства и (или) технический талон транспортного средства.
6. Расчетные документы с отметками кредитной организации об уплате установленных платежей и сборов.
7. Документы, выданные органами государственного надзора за связью в Российской Федерации, Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации или Федеральной службой охраны Российской Федерации и удостоверяющие право использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации либо их принадлежность Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации или Федеральной службе охраны Российской Федерации - если транспортное средство оборудовано этими средствами (устройствами). Данное требование не распространяется на установленные на транспортных средствах радиоэлектронные средства, предназначенные для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, изделия бытовой электроники, не содержащие радиоизлучающих устройств.
8. Регистрационные документы с соответствующей записью (штампом), произведенной Государственной инспекцией, на оборудование транспортного средства специальными световыми и звуковыми сигналами - если транспортное средство оборудовано этими сигналами.
Данное требование не распространяется на транспортные средства оперативных служб, перечисленных в пункте 1 Требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 548.
9. Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
В случае, когда собственником транспортного средства является лицо, признанное судом недееспособным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, транспортное средство на осмотр от имени такого лица представляет опекун.
В случае, когда собственником транспортного средства является лицо, признанное судом ограниченным в дееспособности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, транспортное средство представляется на осмотр этим лицом с письменного согласия попечителя.
В случае, когда собственником транспортного средства является лицо, не достигшее 14-летнего возраста, транспортное средство на осмотр от имени такого лица представляют только родители, усыновители или опекуны при предъявлении свидетельства о рождении данного лица.
В случае, когда собственником транспортного средства является лицо в возрасте от 14 до 18 лет, транспортное средство на осмотр в присутствии этого лица и с письменного согласия родителей, усыновителей или опекуна может представить представитель собственника.
Государственной инспекцией не принимаются документы, исполненные карандашом или имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также неоговоренные исправления. Текст документов должен быть написан ясно и четко. Фамилии, имена и отчества граждан должны быть написаны полностью с указанием их места жительства, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц - без сокращений и с точным указанием юридических адресов.
Копии представляемых документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не могут служить заменой подлинников.
Размеры государственной пошлины
за совершение регистрационных действий с транспортными средствами,
а также за совершение иных юридически значимых действий
в подразделениях МОГТО и РАС ГИБДД УВД по Приморскому краю.
(Введены в действие с 29 января 2010 года Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25_3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации …», указание УГИБДД УВД по Приморскому краю от 27.01.2010г. № 61/5)
Государственный технический осмотр
Выдача талона о прохождении государственного технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность - 300,00
Выдача международного сертификата технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность - 300,00
Выдача свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (СКТС ТБ), в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность - 500,00